Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Консультации и рекомендации специалистов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
Типичные детские защитные реакции: отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию, эмансипацию и регрессию). Пассивный протест — невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, игр, в уходах из дома. Достаточно часто пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма. Его наиболее яркие черты — неподвижность, заторможенность. Типичной при таких состояниях является поза лежа лицом к стене. Пассивный протест дети используют в случае неприемлемого отношения к себе. Частными проявлениями реакции пассивного протеста являются мутизм (отсутствие речи) и нарушения соматовегетативных функций (рвота, недержание мочи, кала, насильственный кашель и пр.). Локальный мутизм - ребенок не разговаривает либо в определенном месте, либо с определенными людьми. Тотальный мутизм - речь отсутствует вне зависимости от ситуации или собеседника. Нарушения соматовегетативных функций, как правило, сочетаются с упрямством и отказом от общения с теми, на кого направлен протест. Активный протест— направлен против норм и требований взрослых. Он наблюдается при утрате или уменьшении внимания со стороны близких. Реакции оппозиции характеризуются большим разнообразием и интенсивностью проявлений: взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительными действиями и агрессией, общее двигательное возбуждение с временным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно причиняющие вред обидчику, а у маленьких детей — судороги. Нацелены на родных с требованием экстренного возврата внимания, заботы и любви. Имитация — это незрелая форма идентификации. Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной. Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении во всем подражать определенному лицу, любимому герою. Поэтому нередко имитацию рассматривают как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Для дошкольников характерно или глобальное принятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). Чаще всего дошкольники имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения, воспитателей и учителей. Компенсация — ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области, успехами в другой. Это своего рода отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. Для преодоления такой защиты полезно направить усилия ребенка на то, чтобы приблизить компенсаторный процесс к зоне дефицита и путем тренировки довести недостаток до уровня его гиперкомпенсации. Эмансипация — высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых. Отметим, что эмансипация считается преимущественно подростковой поведенческой реакцией, однако в последние годы, в связи с высокими требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны взрослых и общества, она стала проявляться гораздо раньше. Регрессия — типичный пример использования регрессии является ситуация, когда старший ребенок в семье, где появился новорожденный, начинает капризничать и вести себя как маленький, подсознательно полагая, что за это и любят малыша взрослые, и пытаясь таким поведением добиться того же результата.
|
Категория: Консультации психолога для педагогов | Добавил: Мария (26.01.2012)
|
Просмотров: 705 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|