Присмотритесь к
своему ребенку и, возможно, вы увидите, что он стал неуправляемым, не слишком
разговорчивым, что-то из себя строит, манерничает, чаще капризничает, отвечает
на любое ваше обращение отказом или делает вид, что не слышит. Часто родители
жалуются на появление агрессии и страхов, которые могут быть непосредственно
связаны с началом обучения в школе. В школе ребенок должен соблюдать правила,
подчас слишком тяжелые для него: уроки по расписанию, нагрузка, отсутствие
возможности подвигаться, покричать и поиграть даже на переменах. Это входит в
разительный контраст с жизнью дома и в детском саду, где малыши могли свободно
играть и общаться. Ребенок оказывается как бы в двух мирах, и именно поэтому у
него появляются страхи и агрессия как защитная реакция организма. Эти
особенности поведения и говорят о наступлении кризиса. Дети становятся
закрытыми, ведь у них появляется внутренняя жизнь, личная позиция и,
следовательно, личные переживания, которыми ему пока еще сложно поделиться с
родителями и товарищами.
Чтобы разделить со своим новоявленным
первоклассником его переживания, чувства и эмоции, попробуйте поиграть с ним, подключив…
сказку. Обычно мы просто читаем сказки вслух, пересказываем их сами или просим
это сделать ребенка, дети рисуют сказочных персонажей, они с удовольствием
смотрят сказки в театрах и на экранах телевизоров. Но сказка может приобрести и
другие формы, помогая ребенку в трудную минуту. Для этого можно:
·Придумывать сказку вместе с ребенком
·Рассказывать сказку от имени различных персонажей
·Разыгрывать сказки
·Рисовать сказку в необычном, схематическом виде.
Нужно изобразить сказочный сюжет на одном листе, как комикс. Такие рисунки
способствуют развитию мышления и интеллекта.
Во всех этих случаях сказка помогает
замкнутому ребенку выразить свои переживания и проработать их в символической
форме. Рассуждая о сказочном герое, ребенок будет говорить о своих проблемах, а
родители смогут лучше его понять и увидеть «больные места», обнаружить страхи,
выявить агрессию. Самое главное - не пугаться нового. Постепенно вы увидите,
как раскрывается ваш ребенок, как он начинает в метафорической форме
рассказывать о своих переживаниях, как улучшаются ваши отношения и решаются
возникшие проблемы.
Самый простой и эффективный для родителей
способ – придумывать сказкувместе с ребенком. Предложите
сыну или дочке поиграть. Объясните, что сейчас вы будете придумывать сказку. Вам
необходимо ввести положительного и отрицательного героев, помощников, волшебные
средства преодоления препятствий (меч-кладенец, волшебная палочка и т.д.) и
награду в конце приключений. В конце концов наш герой справляется со всеми
испытаниями и возвращается домой с наградой.
Обычно сказка сочиняется по предложению: одно
предложение ребенок- одно вы, и так до конца.
Чтобы процесс придумывания сказки доставлял и
вам, и ребенку удовольствие и помогал вам обоим в решении возникших проблем,
хотелось бы предостеречь от некоторых ошибок, которые могут помешать
установлению контакта и совместному творчеству. Очень важно, чтобы родитель
внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев («не так», «давай по
-другому»). Не стоит спорить с ним, необходимо избегать оценочных суждений
–«хорошо», «плохо». Постарайтесь не раздражаться, слушая рассказ своего малыша,
и не навязывать ему свое, взрослое и разумное понимание данного вопроса. Иначе
ребенок не захочет придумывать сказку, может вновь замкнуться и остаться
наедине со своими переживаниями, тогда уже наладить контакт будет гораздо
сложнее. Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, не
перебивайте, с интересом слушайте его истории, помните, что он рассказывает о
себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте в первую очередь внимательным
слушателем и верным другом.
И тогда вы
увидите, что у вашего малыша улучшилась речь, он стал более открытым и
свободным в своем творчестве, научился принимать во внимание интересы другого
человека, и что самое главное, снизилась его тревога и агрессия, уступив место
спокойствию и положительным эмоциям. Если вы заинтересовались сказкотерапией и
хотели бы узнать о ней подробнее, советуем вам познакомиться со следующими
книгами:
·Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к
волшебству.СПб.:Златоуст, 1998.
·Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.М.:Класс, 1999.